Небезынтересно, что Януш Корчак не приветствовал сисюканье и умиление детьми. Нет, в каждом малыше он видел личность и каждого ребенка стремился воспитать хорошим человеком. Его сиротинец стал единственным прибежищем и пристанищем для брошенных еврейских детей. Он учил их той справедливости, которую считал истинной. И эта справедливость действительно носила характер высшей. Так, в сиротинце действовал суд присяжных. Именно он решал судьбу ребенка, совершившего провинность. Суд присяжных со всей серьезностью рассматривал дело и даже выносил приговор. Кстати, и сам Януш прошел несколько раз через этот суд присяжных и принял свой приговор за ошибочное обвинение и внушение невиновному воспитаннику.
Как же его звали воспитанники сиротинца – Старым Доктором, а еще Королем детей. Он был их королем в самом прекрасном смысле этого понятия - справедливым и бесконечно добрым при внешней серьезности.
Король детей или король справедливости. Его чувство справедливости носило подчас настолько острый характер, что приносило даже вред Корчаку. Ради честности и правильности он готов был пойти наперекор всему и всем. Так, оккупация Варшавы немцами в 1939 году привела к «клеймлению» евреев особым знаком – все они должны были носить звезду Давида на рукаве. Но своенравный Король детей, памятуя свое военное прошлое, не снимал с себя гордое звание польского офицера и не считал нужным повиноваться требованиям противника.
Носить на рукаве звезду Давида? От него этого было не дождаться!
В конечном итоге его неповиновение привело к месяцу тюрьмы. Освобождение пришло оттуда, откуда Корчак никак не мог его ожидать. За писателя попросил местный провокатор и агент гестапо. Он почему-то решил, что воспитатель сирот – это мягкотелый человек, который с радостью «выкупит» свободу за роль осведомителя. Агент совершил стопроцентную ошибку! Воспитатель неожиданно оказался человеком с железобетонной силой воли!
И сразу же, оказавшись на свободе, Януш бросился хлопотать за своих сирот. Он всеми правдами выбивал им деньги на еду. Он насмотрелся на тщедушные мертвые тела на улицах гетто и не мог допустить даже мысли, что его воспитанники повторят такую печальную судьбу. Знал бы он, что им уготовано…
Отчаяние, невозможность добиться справедливости, страдания голодающих сирот… все это привело к тому, что Януш во имя высшего человеколюбия готов был просить эвтаназию для своих воспитанников. Он искренне считал эвтаназию более гуманным решением, чем медленная мучительная смерть от голода.
Почему он так и не бежал. Август 1942 года для сиротинца стал знаменателен депортацией из города.
Друзья Корчака, трезво оценивая негативную для евреев ситуацию, постоянно предлагали ему бежать, спасаться.
Для него же даже мысль рассмотреть предложение: «Спасти свою жизнь и бросить при этом воспитанников», - не возникала. И он осознанно принял все дальнейшие трагические события – великий педагог и Старый Доктор вместе со своими воспитанниками отправился в последнее и самое страшное «путешествие» - в концлагерь Треблинку.
Всю дорогу он успокаивал детей и внушал им мысль, что в смерти нет ничего страшного. Напротив, смерть – самое обычное явление, которое только может случиться с человеком в жизни. В поезде он пестовал – держал весь путь на руках – двух самых маленьких воспитанников и «лечил» их страх своими чудесными сказками.
6 августа его вместе с детьми загнали в газовую камеру. И наступила смерть…
Самое поразительное, что жизнь сама возвела памятник Янушу Корчаку и его воспитанникам – война по какой-то дикой случайности разрушила почти всю Варшаву, но обошла здание, где размещался сиротинец.
Он мог спасти свою жизнь трижды, но решил умереть во имя детей и вместе с детьми. Достоверно известно, что перед самым началом оккупации у Корчака была возможность скрыться от невзгод войны в Палестине. Но врач, педагог и общественный деятель не воспользовался этой возможностью.
И второй раз – уже в 1942 году – он отказался бежать от варшавского гетто и оставить сирот на произвол судьбы.
В третий раз судьба его испытала уже около вагона поезда для смертников. Когда воспитанников «Дома сирот» стали «грузить» в вагон, один из офицеров СС узнал в Корчаке талантливого детского писателя. Говорят, что между ними произошел следующий диалог:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
Наследие великого педагога или 10 главных заповедей Корчака:
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
- Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Фотографии взяты из открытых источников.
каждую неделю
для клиентов
г. Иваново, ул.Спартака, д.22
ПН - ПТ с 9:00 до 17:00
Тел.: 8-800-700-37-71
E-mail: mail@ivash-ka.ru